Learn English Online
Здесь дублируется содержание статьи сайта Learnen.org (ссылка на оригинал - в конце страницы).
Об основах методики и главных особенностях сервиса
Перед тем, как перейти к описанию нашего самоучителя-тренажера, считаем полезным напомнить некоторые базовые истины, на которых основана его методика.
В сети можно найти множество советов насчет того, как ''более лучше'' самостоятельно изучать иностранные языки вообще и английский в частности. Те, кто дает бесплатные, и часто вполне правильные советы, делают это для привлечения внимания к своему источнику - в надежде в дальнейшем кому-то что-то продать. Честно признаемся, что и мы не являемся исключением из этого правила. Не претендуя на полноту раскрытия столь многогранной темы, остановимся на самых главных, с нашей точки зрения, ее аспектах. Скажем о том, что справедливо и важно при любом способе изучения языка, в том числе, с помощью преподавателей, так как даже в этом случае основной объем работы по освоению языка человеку все-таки приходится выполнять самостоятельно. Кое-где попутно коснемся тех подходов к основным проблемам освоения английского языка, которые реализованы в программе нашего онлайн-сервиса.
Важнейшим условием, без которого невозможно свободное владение языком, является способность мыслить на этом языке, умение переключать свой мозг в режим такого мышления. Используя общепонятные аналогии, можно сказать, что мозг обладает операционной системой, способной создавать и настраивать программы управления сложными и регулярными видами деятельности, в том числе и в первую очередь - программу использования языковой системы для мышления и коммуникации на определенном языке. Но, в отличие от компьютера, элементной базой мозга служат его живые клетки, между которыми при осуществлении любых регулярных видов деятельности образуются обслуживающие их постоянные нейронные связи. Программы такого рода автоматизируют типовые элементарные действия - позволяют совершать их машинально, тем самым высвобождая ресурсы мозга для решении более сложных, комплексных задач.
Программа, управляющая употреблением родного языка, формируется с раннего детства. Она обеспечивает понимание речи и выражение собственных мыслей без вспоминания определений значений слов и фраз, а также грамматических правил, которые большинство людей не помнят или даже не знают. При освоении другого языка подобная программа должна быть создана и для этого нового языка.
Взрослому человеку, изучающему иностранный язык, уже не обойтись без грамматических правил, без определений слов и выражений. Но это надо рассматривать как вспомогательные средства, используемые до тех пор, пока не выработается способность автоматически оперировать лексическими единицами при восприятии текста и речи, мышлении и выражении мыслей. Прежде всего надо стараться ''забывать'' переводы и определения слов и фраз, учиться понимать их смысл непосредственно. Чтобы прийти к этому как можно скорее, необходимо повторять вновь изученную лексику в составе выражений, смысл которых понятен в целом, и отвыкать от непроизвольных попыток мысленно переводить прочитанное и услышанное на родной язык. Это часто и совершенно правильно советуют всем, кто изучает иностранные языки, в том числе самостоятельно.
Для достижения автоматизма в понимании и употреблении изученной лексики необходимо достаточно много раз повторить ее (прочитать, услышать, произнести) в разных контекстах. Без этого не обойтись даже тем, кто выучит наизусть переводы значений слов и фраз, или даже их англоязычные определения, и даже обладателям феноменальной памяти, способным запоминать все с первого раза. Организовать этот процесс оптимальным образом без специальных инструментов проблематично. Если использовать самостоятельно подобранный материал, то это не очень эффективно из-за большого числа непонятных слов и выражений. Кроме того, не обеспечивается достаточно прочное закрепление редко употребляемой лексики - именно потому, что она встречается редко, и т.д. Изучение английского языка осложняется наличием в нем слов, имеющих по несколько разных значений, а также многочисленных выражений, которые невозможно понять из смысла составляющих их отдельных слов. Специфические особенности имеют способы построения и структура предложений, которые при дословном переводе иногда звучат довольно непривычно для русскоязычного человека. Наш сервис решает все эти проблемы системно, а от необходимости заучивать определения и правила избавляет практически полностью. О том, как это обеспечивается, сказано в текстах с описанием особенностей методики и функционала.
Непростым делом при освоении английского бывает выработка навыков восприятия речи на слух и навыков произношения, что одно с другим связано. Звуки английского языка, даже те, которые ассоциируются с определенными звуками русского, существенно отличаются от условных русских аналогов. Программа мозга по их распознаванию формируется далеко не сразу, и на ранней стадии человек иногда не может правильно идентифицировать некоторые, звуки - ему ''слышится'' что-то другое, а кое-что он просто не может расслышать. Английская речь, в которой много коротких слов, в том числе имеющих минимальные отличия друг от друга, поначалу часто кажется довольно нечленораздельной, особенно беглая речь носителей языка. Еще одной серьезной трудностью, которую можно преодолеть только практикой, является недостаточная скорость обработки мозгом воспринимаемой на слух связной речи - даже если при чтении все это было бы полностью понятно.
Сервис помогает успешно справится со всеми упомянутыми проблемами понимания речи на слух, обеспечивая достаточный объем упражнений для развития нужных навыков. В них используется только то, что на данном этапе программы должно быть понятно при чтении. Это значительно эффективнее использования самостоятельно выбранных аудиоматериалов, обычно содержащих незнакомую лексику. То, что было бы понятно при чтении, не всегда удается правильно расслышать или успеть сразу и полностью понять в потоке речи, но при повторении прослушивания, иногда более одного раза, смысл услышанного проясняется. Функционал упражнений на сервисе позволяет удобным способом выборочно повторять прослушивание коротких, наиболее трудных для понимания на слух фрагментов - столько раз, сколько потребуется. Это избавляет от необходимости повторять несколько раз полное прослушивание. Ну а после проработки отдельных трудных мест становится возможным финальное прослушивание со свободным пониманием всей аудиозаписи.
При любом способе изучения языка необходима тренировка по произношению слов и фраз вслух с целью добиться максимального сходства с образцами правильного произношения. Имеют значение не только произношение звуков, но также интонация и ритм. Наш сервис имеет довольно удобный и эффективный инструмент для выработки навыка копирования образцов речи. Это аудиотренажер, который записывает сказанное пользователем, сразу воспроизводит эту запись, а следом за ней - эталонный образец произношения того же самого. Это выполняется автоматически (запись включается звуком голоса) и может повторяться многократно.
При первоначальном освоении правильного произношения звуков английского языка (или при исправлении ранее усвоенного неправильного произношения) довольно полезными бывают словесные подсказки, как это следует делать. Без выполнения рекомендаций такого рода некоторые звуки трудно или даже невозможно правильно произнести. Имеются в виду как описание базовой, исходной позиции речевого аппарата, которая у носителей английского языка значительно отличается от привычной для носителей русского, так и подсказки по произношению конкретных звуков - как держать язык и губы, что напрягать или расслаблять при произнесении того или иного звука, в какой части ротовой полости должен генерироваться данный звук и т.д.. Эту информацию можно найти в сети, ну а в упражнениях по произношению на нашем сервисе такие подсказки можно открывать кликом символов в фонетической транскрипции повторяемого слова.
Чтобы свободно пользоваться лексическими единицами (словами и устойчивыми выражениями), в том числе, строить из них разнообразные, иногда довольно сложные комбинации, полезно поработать с ними по отдельности - закрепить понимание и потренироваться в произнесении. При изучении языка по самостоятельно подобранным материалам организовать такой процесс непросто. В нашем сервисе для этой цели есть специальный вид упражнений, который ''заставляет'' повторить достаточное число раз те элементы, которые служат компонентами и паттернами при построении необходимых конструкций в процессе мышления и выражения мыслей. Такие повторения разнесены по времени и выполняются по графику с увеличивающимися интервалами.
Еще одна банальная истина заключается в том, что для выработки прямой ассоциации слова (существительного, прилагательного или глагола), которое может быть проиллюстрировано изображениями, с этими его образами, полезно при повторении слова глядеть на такие иллюстрации. В нашем сервисе это реализовано и дополнено упражнениями, в которых дается задание: глядя на изображение, вспомнить произношение и написание слова, которое обозначает то, что изображено. Пользователям также рекомендовано где бы то ни было, при виде чего-либо, что может быть названо и описано на английском уже знакомыми словами, не забывать мысленно это делать. Это простой и эффективный способ дополнительной тренировки активных языковых навыков, который доступен и тем, кто изучает язык без репетитора и каких-либо специальных инструментов.
Свои объективные и субъективные сложности имеет процесс выработки навыков разговорной речи. При изучении языка без репетитора могут быть и дополнительные трудности в получении необходимой практики. Мысленные разговоры с самим собой полезны в любом случае, но для более активного развития коммуникационных навыков этого недостаточно. В наших рекомендациях говорится о том, что более рационально и полезно общение по реальным поводам и на реально интересные темы, нежели с исключительно учебными целями. Поскольку наш сервис для тех, кому английский нужен для реализации конкретных планов, надеемся, что у его пользователей найдется с кем и о чем поговорить по мере освоения языка. В крайнем случае, можно для активации приобретенных знаний и навыков взять немного уроков у репетиторов, в том числе у участников нашей команды, индивидуальные услуги которых в качестве дополнительных также предлагаются (баннер English Teachers слева на ПК-версии сайта).
В программах многих школ и индивидуально практикующих репетиторов основное внимание уделяется развитию именно разговорных навыков, к чему часто приступают с самого начала обучения. То, что получается при таком подходе, иногда вызывает ассоциацию с образом Эллочки из ''12 стульев'' Ильфа и Петрова. Кто читал или смотрел фильм, помнят, что она очень непринужденно пользовалась очень ограниченным набором слов. Слушая бойкое щебетание своего ребенка, некоторые родители, сами слабо понимающие английский, делают вывод о том, что ребенок "свободно говорит на английском", и с гордостью всем об этом сообщают.
Однако, если говорить серьезно, ''метод Эллочки'' вполне рабочий и даже необходимый. Рациональное зерно здесь заключается в том, что в начале процесса освоения разговорной речи самое важное - просто начать говорить, не боясь сказать что-то неправильно и не комплексуя по поводу ошибок. Надо преодолеть барьер зажатости и учиться говорить непринужденно. Это универсальная рекомендация для любых вариантов обучения. При дальнейшем изучении языка речь будет все более и более правильной, точной и лексически богатой. Когда человек становится практикующим спикером, а не только читателем и слушателем, он уже иначе воспринимает все прочитанное и услышанное - начинает сознательно или непроизвольно использовать это для корректировки и обогащения собственного активного лексикона.
Но наш сервис все же предназначен для тех, кто намерен пойти в освоении английского языка дальше, чем Эллочка ушла в освоении русского, поэтому программа не ограничивается ее методом и не с него начинается.
Это было самое существенное, о чем мы считали полезным напомнить, говоря об освоении языка тем или иным способом.
Далее, если интересно, ознакомьтесь с краткой презентацией сервиса. Более полный и длинный обзор есть на домашней странице сайта.
Коротко о главных особенностях
Предлагаем Вашему вниманию новую, более совершенную версию нашего онлайн-сервиса для самостоятельного изучения и полного освоения английского языка. Это самоучитель-тренажер, который подойдет далеко не каждому. Но тем, кого можно отнести к нашей целевой аудитории, он даст серьезные преимущества в сравнении с традиционными, иногда довольно архаичными способами изучения языка. А также в сравнении с многочисленными онлайн-ресурсами для тех, кто не готов тратить на изучение языка сколь-нибудь значительное время, верит в существование легких путей или же ставит перед собой довольно скромные цели.
Главное отличие этого сервиса от других аналогичного назначения в том, что пользователь может просто, ''механически'' выполнять упражнения в заданной программой последовательности, ни о чем больше не беспокоясь. Не придется отвлекаться на выбор того, что и в каком порядке изучать, на заучивание слов и выражений, на подбор материалов из разрозненных источников и т.д. Наш сервис - это промежуточный вариант между обучением у репетитора и полностью самостоятельным изучением языка.
С самого начала обеспечивается очень интенсивный поток англоязычного контента в упражнениях разных типов, специально предназначенных для выработки определенных навыков, сразу же происходит переход на ''изучение английского на английском''. Этот материал полностью понятен человеку даже с минимальным стартовым уровнем английского, поскольку сервис заранее обеспечивает ввод и первоначальное запоминание лексики, необходимой для понимания всего, что следует далее. Частота повторений и использования вновь изученного такова, что обычно это не успевает забываться. Но напоминательные опции на всякий случай также имеются. Кроме того, есть упражнения в виде контрольных вопросов или минизаданий от виртуального экзаменатора, требующих устного или письменного ответа. Если не удалось правильно и уверенно ответить, после просмотра и прослушивания варианта правильного ответа можно запланировать повторение этого упражнения через несколько занятий.
Применяемая методика поможет быстро избавиться от непроизвольного перевода в уме с английского на русский и наоборот. В кратчайший срок сервис научит переключать мозг на англоязычное мышление. Тренировка всех нужных навыков будет совмещаться с закреплением вновь изученного в долговременной памяти - это обеспечивается повторением введенной лексики в упражнениях разного вида с увеличивающимися интервалами. Основная программа дает число повторений, достаточных большинству пользователей для прочного усвоения лексики и выработки необходимого автоматизма в ее понимании и употреблении. Все происходит без специальных усилий, как бы ''само собой''. Но на случай, если этого не будет хватать, есть безлимитные группы дополнительных упражнений.
Сайт, оформленный очень просто и старомодно, содержит только текстовую информацию, с которой необходимо ознакомиться, чтобы решить, стоит ли попробовать воспользоваться сервисом. Ну а его функционал, доступный без установки какого-либо приложения, надеемся, не разочарует тех, кто выберет для себя этот способ изучения языка.
Сервис ориентирован главным образом на людей с рациональным складом ума, но не обладающих исключительной памятью или способностью к изучению языков. На тех, кто когда-то изучал английский и успел многое забыть, или изучает и не очень доволен результатами, но хотел бы заняться решением проблемы всерьез, поскольку это необходимо для реализации конкретных жизненных планов. В общем, это для тех, кому выучить язык нелегко, но очень нужно. В частности, данный формат может неплохо подойти некоторым немолодым людям, для которых освоить язык ''традиционными'' методами затруднительно или вовсе нереально. Начинающие с нуля могут взять несколько индивидуальных уроков у одного из участников нашей команды для достижения минимального уровня, позволяющего продолжить изучение языка самостоятельно на сервисе (баннер English Teachers слева на ПК-версии сайта).
Сервис может также оказаться вполне подходящим для некоторых умных, целеустремленных и самостоятельных подростков, не ''страдающих'' синдромом клипового мышления. Такие школьники смогут года за два до окончания школы (примерно с 7-го по 9-й класс) завершить активную фазу изучения языка, после чего его совершенствование и активизация приобретенных знаний продолжатся естественным образом в процессе практического использования. В этом случае они будут отлично подготовлены к получению дальнейшего образования на английском языке. Углубленное изучение таких предметов, как математика, физика, химия, биология, на английском станет возможным в течение немногих месяцев занятий и будет также крайне полезным для лучшего усвоения самого́ языка. На сайте предлагаются сопутствующие услуги от тьюторов по упомянутым предметам - носителей языка, специализирующихся на поддержке старшеклассников, для которых английский не является родным (баннер STEM Tutors слева на ПК-версии сайта). Достижение всех этих целей с помощью сервиса доступно школьникам даже из малообеспеченных семей, разумеется, при наличии у них необходимых качеств и мотивации.
Поскольку переход на англоязычные определения и пояснения происходит в самом начале программы, сервисом без проблем могут пользоваться те, кто недостаточно хорошо владеет или не владеет вовсе русским языком.
Чтобы добиться свободного владения языком, требуется время и системная работа. Полностью избежать рутины, выучить все легко и весело, как обещают некоторые, к сожалению, не получится. Самое для многих трудное состоит в том, чтобы правильно организовать самостоятельные занятия и заставить себя делать это регулярно в течение длительного времени. Наш сервис сократит, насколько возможно, объем абсолютно необходимых рутинных упражнений, сделает этот процесс максимально удобными и не слишком утомительным. Он даст такие стимулы, как возможность видеть непрерывный прогресс в продвижении к цели и чувствовать уверенность в том, что она будет достигнута.
Сервис не бесплатный - подготовить огромный объем материала таким образом, чтобы он усваивался ''сам собой'', очень сложная и трудоемкая задача, решение которой невозможно полностью автоматизировать или перепоручить искусственному интеллекту. Но занятия на сервисе во много раз дешевле уроков недорогих репетиторов. Оплачиваются поэтапно, без предоплаты, а если пройденный этап покажется недостаточно полезным и не будет намерения продолжать занятия, его можно не оплачивать. Вы сможете основательно и бесплатно позаниматься на сервисе, чтобы почувствовать разницу между ним и ранее испробованными способами, проверить, подходит ли он Вам. Кроме того, значительную часть программы (заключительный этап) можно будет пройти бесплатно.
С более подробным описанием методики, функционала и условий пользования можно ознакомиться в соответствующих разделах сайта. Предупреждаем, что в последнее время сервис стал недоступен с российских IP-адресов (требуется VPN). Это связано с тем, что сайт работает на сервере от провайдера, который не входит в утвержденный список обеспечивающих выполнение требований о хранении персональных данных граждан РФ. Наша система доступа не требует от пользователей предоставления каких-либо персональных данных, однако, сайт попал под блокировки всех ресурсов на серверах провайдеров не из указанного списка. Надеемся, что для представителей нашей целевой аудитории это не станет проблемой.
Адрес: https://learnen.org. Полная версия доступна только с ПК (есть также мобильная версия самого сервиса, доступная авторизованным пользователям). Если в данный момент нет возможности открыть сайт на ПК (из РФ - с VPN), можно ознакомиться с содержанием его обзорной статьи здесь: learnenorg.blogspot.
Орининал: https://learnen.org/?p=english-online, https://learnen.org/?p=learn-english.